Режим дня

Соблюдение  режима дня - труда, отдыха, сна - в соответствии с суточным биоритмом
Вся жизнь человека проходит в режиме распределения времени, частично вынужденного, связанного с общественно необходимой деятельностью, частично по индивидуальному плану. Таким образом, режим — это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, отдых и сон.
Труд.
Труд - это разумная и полезная деятельность человека, направленная на достижение определенного результата, образ которого складывается в голове человека заранее как идеальная цель. Результатом труда могут быть материальные и духовные ценности.
Отдых.
Отдых - это времяпрепровождение, целью которого является восстановление сил, достижение работоспособного состояния организма. Это время, свободное от работы и каких-либо интенсивных занятий.
Сон.
Сон - это приспособление организма к изменению освещённости (день-ночь). Сон восстанавливает иммунитет путём активизации T-лимфоцитов, борющимися с простудными и вирусными заболеваниями.
               Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который представляет целесообразную деятельность человека, направленную на создание материальных и духовных ценностей. Режим жизнедеятельности человека должен быть подчинен, прежде всего, его эффективной трудовой деятельности. Работающий человек живет в определенном ритме: он должен в определенное время вставать, выполнять свои обязанности, питаться, отдыхать и спать. И это неудивительно — все процессы в природе подчинены в той или иной мере строгому ритму: чередуются времена года, ночь сменяет день, день снова приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность — один из основных законов жизни и одна из основ любого труда.
                Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья. В трудовой деятельности человека участвует весь организм как целое. Трудовой ритм задает ритм физиологический: в определенные часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, а затем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия. Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности человека.
                 Известный русский физиолог Н.Е.Введенский (1852—1922 гг.) говорил, что устают не столько от того, что много работают, сколько от того, что плохо работают, не умеют организовать свой труд. Он выдвинул ряд условий для достижения высокой работоспособности, а значит, и высокого уровня здоровья.
1) постепенное вхождение в работу;
2) продуманная и отработанная последовательность в труде;
3) правильное распределение нагрузки — дневной, недельной, месячной, годовой.
Неравномерность нагрузки — спешка в одни периоды и бездеятельность в другие — крайне вредна. В подтверждение сказанного можно привести слова Л.Н.Толстого, которые он записал в своем дневнике: «Надо непременно каждый день писать не столько для успеха работы, сколько для того, чтобы не выходить из колеи».
             Теперь необходимо остановиться на вопросе об отдыхе. Отдых — это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности. Наиболее эффективным в деле восстановления работоспособности является активный отдых, который позволяет рационально использовать свободное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание умственного и физического труда, физическая культура обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. Отдыхать человеку требуется ежедневно, еженедельно в выходные дни, ежегодно во время очередного отпуска, используя свободное время для укрепления физического и духовного здоровья.
            К важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека. Потребность во сне зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы человека. Сон, прежде всего, способствует нормальной деятельности центральной нервной системы. Недосыпание, особенно систематическое, ведет к переутомлению, истощению нервной системы, к заболеванию организма. Сон нельзя заменить ничем, он ничем не компенсируется. Соблюдение режима сна — основа здорового образа жизни. Чтобы быть здоровым и работоспособным, необходимо выработать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время, научиться быстро  засыпать и крепко спать.
По результатам опроса учеников 4, 7 и 11 классов мы получили их приблизительный  распорядок дня:


Режимные моменты
Возраст (класс)
10-11 лет
(4 класс)
13-14 лет
(7 класс)
17-18 лет
(11 класс)
Подъём
7.00
7.00
7.00
Утренняя гигиеническая гимнастика, умывание, одевание, уборка постели

7.00-7.30

7.00-7.30

7.00-7.30
Завтрак
7.30-7.50
7.30-7.50
7.30-7.50
Дорога в школу
8.00-8.20
8.00-8.20
8.00-8.20
Учебные занятия в школе
8.30-12.30
8.30-13.30
8.30-14.30
Дорога из школы
12.30-12.50
13.30-13.50
14.30-14.50
Обед
13.00-13.30
14.00-14.30
15.00-15.30
Отдых
13.30-14.30
_
_
Прогулка на воздухе
14.30-16.30
14.30-16.30
15.30-16.30
Приготовление уроков
16.30-17.30
16.30-18.30
16.30-19.30
Отдых
17.30-19.00
18.30-19.00
_
Ужин
19.00-19.20
19.00-19.20
19.30-20.00
Свободное время
19.20-20.00
19.20-20.30
20.00-21.30
Вечерний туалет
20.00-20.30
20.30-21.00
21.30-22.00
Сон
20.30-7.00
21.00-7.00
22.00-7.00